Людмила нигде не училась мастерству скульптора. Увидит игрушку или сувенир у своих знакомых, понравится — и она начинает работать. Иногда использует фото в журналах. Узнав об этом, я напросилась в гости.
Каково же было мое удивление, когда я увидела ухоженный участок у дома, чистота и простота в оформлении участка порадовали. Все продумано: выделены места под солнцем и в тени для определенных культур. На отведенных местах растут огурцы, томаты, перцы, тыквы, кабачки. Когда еще не очень теплая погода, то высаживает растения в парник, а позже переносит в открытый грунт.
Вокруг деревьев приятные небольшие газончики с цветами или травами-приправами. Продумана система полива.
Людмила не проектировщик и не занималась проектом своего участка у дома. Дом ей достался от родителей, и на участке уже были и сам дом, и хозяйственные постройки: сарай, гараж, летняя кухня. Она только правильно распределила посадки овощей, фруктов, цветов.
Две трети территории выделено под огород, сад, теплицы, цветники. На остальной территории — места отдыха. Здесь и шезлонги, и гамак, и место для барбекю, чтобы побаловать себя и гостей отлично приготовленным мясом или сосисками.
Работая в саду и огороде, Людмила общается со своими скульптурами, они помогают ей трудиться и поднимают настроение.
Скульптуры, выполненные Людмилой разбрелись по саду и огороду, одни напоминают сказку, другие охраняют, а третьи просто веселят.
Посмотрите, какие интересные скульптуры создает на своем участке могилевчанка Людмила. Некоторые смешные, а есть серьезные.
Мне понравилось оформление участка сказочными персонажами и то, как вписались фигурки, окруженные кустами, деревьями и цветами, в ландшафт садового участка. Когда смотришь на такое оформление, то удивляешься, как богата и непредсказуема фантазия человека.
В таких корзинках хранятся некоторое время яблоки, сливы, груши. Вот где творческий потенциал реализован в полной мере! Я думаю, Людмила проявляет себя во всей неординарности и реализовывает свой художественный талант, испытывая удовлетворение от самого процесса творчества. Она с удовольствием творит, и ландшафтный дизайн ее участка выглядит очень гармоничным.
Замечательные животные и птицы, персонажи сказок сделали участок привлекательным местом. Я не удержалась и сняла видео, посмотрите:
Петров как-то говорил об истории песни, что на мелодию его вдохновило бибиканье столичных таксистов.
Андрей Петров: — Мне гораздо легче написать песню, чем рассказать о ней. Скажу только, что рождалась она довольно трудно. Я вспоминаю, что было сделано семь или восемь различных вариантов. А песня эта — о Москве, о юности и о хорошем настроении.
Что же касается текста, заказанного Георгию Шпаликову, то ждать его пришлось довольно долго. Получив аванс, поэт пропал из поля зрения на две недели. Появился он только в день выдачи зарплаты и очень удивился, что Данелия сотоварищи всё ещё на съёмках, а не в ресторане.
Георгий Данелия: — Рано еще! — крикнул я ему сверху. — Слова сочинил? …- Сочинил! «Я шагаю по Москве, как шагают по доске…» …- Не пойдет. Это твои старые стихи — они на музыку не ложатся. …Если не сочинишь, никуда не пойдем. — Сочинил! — заорал снизу Гена: — «Я иду, шагаю по Москве, и я пройти еще смогу великий Тихий океан, и тундру, и тайгу…» Снимайте! — Лучше «А я»! — Что — а я? — По мелодии лучше «А я иду, шагаю по Москве…» — Хорошо! «А я иду, шагаю по Москве…» Снимайте! Мотор! — Перед «А я» должно еще что-то быть! Еще куплет нужен. Пока Юсов снимал, Гена придумал предыдущий куплет («Бывает все на свете хорошо. В чем дело, сразу не поймешь…») и последний («Над лодкой белый парус распущу. Пока не знаю где…»). — Снято, — сказал Юсов. Если бы съемки длились дольше, куплетов могло бы быть не три, а четыре или пять. […] Песню приняли, но попросили заменить в последнем куплете слова «Над лодкой белый парус распущу. Пока не знаю где…». — Что значит — «Пока не знаю где»? Что ваш герой — в Израиль собрался? Или в США? Заменили. Получилось «Пока не знаю с кем». «Совсем хорошо стало, — подумал я. — Не знает Колька, с кем он — с ЦРУ или с „Моссадом“…»".
Как и в случае с «Песней о друге», «Я шагаю по Москве» записал Эдуард Хиль, и в этом исполнении новая песня пошла в эфир ещё до выхода фильма, став своего рода рекламой.
Роскомнадзор: сайт youtube.com нарушает законодательство РФ
В самом же фильме песню спел не Хиль, а исполнитель главной роли — юный Никита Михалков. Певцом актёр не был от слова «совсем», но зато в контексте фильма его голос звучал более естественно и уместно. Спустя почти 20 лет уже маститый Никита Сергеевич повторит этот опыт ещё раз, исполнив в фильме «Жестокий романс» другую песню Петрова — «Мохнатый шмель…».
Песня имела огромный успех и стала «визитной карточкой» и Москвы, и Хиля. Именно благодаря ей певец попал в 1965 году на Международный фестиваль в Сопоте, стал там лауреатом, после чего окончательно обрёл «звёздный» статус на советской эстраде.
Эдуард Хиль: — В Сопоте я оказался с подачи Андрея Петрова. Когда выдвинули песню из фильма «Я шагаю по Москве», которую я пел еще до выхода фильма, он захотел, чтобы я поехал. Я поехал и получил там звание лауреата, за польскую песню Марка Сарта, которую сам выбрал, и за песню Аркадия Островского о любви.
Георгий Данелия: — …каково же было мое удивление, когда я увидел по телевизору, что под эту музыку, под которую у меня в фильме шагали Колька, Володя и Саша, по ковровой дорожке мимо почетного караула идут Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев и президент Соединенных Штатов Ричард Никсон…
«Как провожают пароходы» (1965)
На перспективного певца тут же обратили внимание другие композиторы — например, знаменитый Аркадий Островский. Одним из первых шлягеров Островского, написанных специально для Хиля, стала песня «Как провожают пароходы». В её ритмике мне всегда чувствовалось что-то латиноамериканское — то ли румба, то ли танго.
Стихи для песни были найдены композитором в сборнике его друга — поэта Константина Ваншенкина. А вот припев Островскому и Хилю пришлось досочинить самим.
Эдуард Хиль: — Мне часто звонил из Москвы Аркадий Островский и говорил: «Эдик, надо срочно записать песню. Приезжай завтра». И наигрывал мне песню, скажем, «Как провожают пароходы». А припева в ней нет, просто музыкальный проигрыш. «Ты приедешь, мы что-нибудь придумаем», — сказал Островский. И мы уже вместе ввели припев: «Вода, вода, кругом вода…»
Говорят, самому поэту нововведение не понравилось…
Михаил Островский (сын композитора): — …в Центральном доме литераторов на творческом вечере Ваншенкину кто-то из коллег сказал: «Вы такой хороший поэт, но что это за строчки «Вода, вода, кругом вода»? Константин Ваншенкин встал и сказал: «Стихи мои, а «вода, вода» — Островского».
Дмитрий Хиль (сын певца): — …Ваншенкин, услышав такую вольность, сначала возмущался, но когда получил первые гонорары и признание коллег — быстренько смирился.
А вот Владимиру Высоцкому бессмысленным казался не только припев, но и весь текст песни.
Владимир Высоцкий (реплика на концерте 30 апреля 1979 года): — …Или там нечто глубокомысленное, вроде «Провожают пароходы совсем не так, как поезда…». Я было сначала думал, что за этим что-то есть, нет, действительно, просто не так, пароходы не так, как поезда, а самолёты не так, как пароходы, а автомобили и автобусы не так, как самолёты. Ну и что? Да разве в этом дело?
Впрочем, обычные слушатели не копали так глубоко и сразу поняли — поэт имеет в виду, что проводы пароходов, уходящих в синюю морскую даль, выглядят романтичнее, чем проводы поездов. Не случайно со временем суда стали отправляться в плаванье под звуки именно этой песни.
В 1996 году «Как провожают пароходы» прозвучит в мюзикле «Старые песни о главном — 2» в новой аранжировке Валерия Сюткина.
Да что там «на сцене»! Даже просто слушая песни Хиля, можно почти физически ощутить, как он улыбается. Недаром его называли «солнечным певцом из города дождей».
Впрочем, в «город дождей» (т.е. Ленинград) наш герой попал не сразу. Родился Эдуард Хиль в Смоленске в 1934 году, а когда началась война, был эвакуирован и провёл какое-то время в детском приюте.
Хотя певческие способности проявились у него рано, поначалу он хотел стать художником. Поэтому поехал в Ленинград поступать в Мухинское училище. Но узнав, что там надо учиться целых 7 лет, выбрал… Ленинградский полиграфический техникум! Параллельно продолжал заниматься вокалом и в 1960 году окончил Ленинградскую консерваторию.
На этом виражи судьбы не закончились. Дело в том, что поначалу Эдуард пытался реализовать себя как оперного певца и исполнителя романсов. Однако всё в очередной раз изменилось, когда ему предложили исполнить песню, написанную к фильму «Путь к причалу»…
«Песня о друге» (1962)
Режиссёром этого фильма о моряках был небезызвестный Георгий Данелия. Именно Данелия захотел, чтобы песню для его картины написал Андрей Петров, уже прославившийся своим саундтреком к фильму «Человек-амфибия». На вопрос композитора «А где же слова?» режиссёр ответил, что мелодия важнее, а слова к ней напишут потом.
Но и без слов создание песни стало для Петрова мучением. Данелия оказался очень дотошным, поэтому мелодию приходилось постоянно переделывать.
Наталья Петрова (жена композитора): — Ему пришлось сделать 12 вариантов песни! Он приезжал в Москву, играл, а потом Гия (прозвище Данелии — прим.) говорил: «Это хорошо, но может быть еще лучше!» Андрей возвращался в Ленинград, садился и снова ломал голову, как улучшить песню, как сделать ее выразительнее… И так — 12 раз!
Андрей Петров: — У Гии Данелия я прошёл настоящую школу киномузыки. Когда Данелия в очередной раз «заворачивал» предложенную мной мелодию, я спрашивал его: «Ну какой же она должна быть?» «Хорошей», — всегда отвечал он мне.
Досталось композитору и от Григория Поженяна, сочинявшего к песне слова.
Георгий Данелия: — Он написал: «Если радость на всех одна, на всех и беда одна…». В слове «е-сли» две ноты, а в мелодии — три. Поженян потребовал, чтобы Петров выкинул ненужную ноту. Я сообщил об этом Петрову. Тут уж деликатный Петров не выдержал. Телеграмма: «Москва. „Мосфильм“. Данелия. Я написал тринадцать вариантов мелодии, пусть этот Жеженян заменит одно слово». Поженян — задира, боксер, бывший десантник, узнав, что его назвали Жеженяном, пришел в ярость и рвался в Ленинград, чтобы набить Петрову морду. Конфликт уладили так: сказали Поженяну, что фамилию исказили на телеграфе, а переделывать ничего не надо — ни слова, ни музыку. Споём безграмотно: «е-е-сли» — тремя нотами…".
Так на свет родилась «Песня о друге» с долгим вступительным свистом и самоотверженными словами:
Ну, а случится, что он влюблён, А я на его пути, Уйду с дороги, таков закон: Третий должен уйти…
По словам Данелии, музыкальные редакторы отнеслись к песне подозрительно, заявив, что музыка в ней какая-то «не русская».
Георгий Данелия: — Я возразил: не русская, но и не западная. Мы, говорю, использовали мелодии народных песен чукчей — у нас же всё действие происходит на Крайнем Севере, в Арктике. Музыка была утверждена…
Но и после этого Петрова терзали смутные сомнения. Никто из творческой группы не мог запомнить мелодию, а это значило, что песня вряд ли «уйдёт в народ». Сомнения развеялись после премьерного показа фильма в Северодвинске, когда Петров услышал, как «Песню о друге» распевают за окном выпившие моряки.
Георгий Данелия: — Кто-то может удивиться — а почему было у песни столько вариантов? Да потому, что я максималист. Вот слушаю музыку и думаю: да, эта мелодия может быть в фильме, а может её и не быть — и ничего страшного не случится. И я не очень-то пожалею, если её не будет. А без чего-то никак не обойтись. И вот фильм «Путь к причалу» запомнили по этой песне и по этой мелодии. Как зазвучит, сразу все понимают: это — про моряков. Человек по мелодии тут же вспоминает фильм. Значит, я не зря Андрюшу мучил.
Роскомнадзор: сайт youtube.com нарушает законодательство РФ
В самом фильме песню исполняли актёры Валентин Никулин и Бруно Оя. Однако для трансляции по радио было решено сделать запись с профессиональным певцом. Тут-то Петров и призвал Эдуарда Хиля, и тоже изрядно того помучил.
Эдуард Хиль: — Я записал, наверное, больше 40 вариантов, а Петрову все не нравилось. Он говорил: «Эту песню надо почти сипеть, почти хрипеть. Представь, что у тебя нет голоса…» Наконец, когда уже действительно ничего от голоса не осталось и я прохрипел: «Если радость на всех одна»… — он остался доволен: «Вот-вот, так и надо».
Данная запись пошла в эфир ещё до выхода фильма «Путь к причалу», после чего её стали исполнять и другие певцы. Например, многим эта песня памятна в исполнении Олега Анофриева.
В фильме-концерте «Голубые города. Песни Андрея Петрова» (1985) можно услышать, как её поёт не певец, а актёр Кирилл Лавров.
Ну, а постсоветским слушателям «Песня о друге» известна по новогоднему мюзиклу «Старые песни о главном — 2» в исполнении Николая Расторгуева из группы «Любэ».
Эдуард Хиль: — С песней из фильма «Путь к причалу» я стал лауреатом Второго всероссийского конкурса эстрадной песни. И тогда директор Ленконцерта […] мне и говорит: «Раз получил премию на конкурсе артистов эстрады, то давай-ка пой песни. […] Я знаю великолепных певцов с большими голосами, но когда они начинают петь песни, то получается, как в опере. Петь на эстраде надо уметь. Не каждый, кто поёт в опере, сможет петь песни.
«Голубые города» (1963)
В 1963 году на экраны вышел фильм Владимира Шределя «Два воскресенья». Это была лёгкая романтическая комедия о юноше и девушке, которые приезжают на выходные в Москву — каждый из своей провинции. Там они знакомятся и пытаются произвести друг на друга впечатление, выдавая себя за коренных столичных жителей. Приезжают герои из т.н. «новых городов», которые только недавно появились на карте Советского Союза: девушка — из вымышленного Радиозаводска, а парень — из вполне реального сибирского Ангарска.
Именно в этом контексте композитор Андрей Петров и поэт Лев Куклин написали очередной музыкальный хит для Эдуарда Хиля — романтичную песню «Голубые города». Если вы ещё не забыли, то голубой — это цвет дали, романтики и мечты.
За ночь ровно на этаж Подрастает город наш. Раньше всех к нам приходит рассвет. Сняться людям иногда Голубые города, У которых названия нет…
Недаром эту песню полюбили космонавты (тогда люди ещё мечтали о городах на Марсе), а её мелодия стала позывными того самого Ангарска.
Андрей Петров: — Романтическое восприятие действительности у меня с детства. Я много читал, моими кумирами были Александр Грин, Константин Паустовский. Они влекли меня за собой в какой-то особый, красивый, поэтичный мир. Думаю, замечательные книги повлияли на мой характер, и поэтому я вырос открытым и поэтичным человеком. Убежденным в том, что музыка предназначена для красоты, высоких ощущений. Музыканту вообще нужно отрываться от земли, чтобы посвящать себя возвышенному и прекрасному.
Из интервью с Эдуардом Хилем: «AиФ»: — В советские времена поводов для радости было не так много, а песни рождались позитивные. С чем это связано? — Энтузиазм в людях был. Конечно, встречались и карьеристы, но очень много людей с искренним чувством строили новые города…
На этот раз голос Хиля мы услышали в самом фильме (пусть и за кадром), а в 1964 году запись вышла на пластинке.
Позже в истории песни появится другой советский исполнитель — Эмиль Горовец. А в 2011 году новую версию «Голубых городов» в необычной рок-аранжировке запишет группа СУРГАНОВА и ОРКЕСТР.
Изжога обычно проявляется жжением в горле и кислым привкусом во рту. Жгучая боль в груди вызвана обратным забросом желудочного сока в пищевод. Симптом изжоги может быть безвредным, но не всегда. Если эта неприятность появляется слишком часто, следует обратиться к врачу.
Чтобы понять, как развивается изжога, стоит посмотреть, как работает пищеварение.
Ежедневно наш организм вырабатывает около двух-трех литров желудочного сока, задачей которого является переработка пищи и устранение вредоносных микроорганизмов. Вот почему желудочный сок очень кислый. При изжоге вы это сразу чувствуете.
Пищевод представляет собой мышечную трубку длиной около 25 см и диаметром 1 см, выстланную слизистой оболочкой. Он соединяет глотку с желудком. На входе в желудок находится сфинктер. Содержимое пищевода может затекать в желудок.
Причины изжоги:
Стресс. Стрессовые ситуации стимулируют выработку желудочного сока и вызывают изжогу.
Неправильные пищевые привычки. Употребление слишком большого количества жиров, прием пищи слишком поздно или слишком обильная трапеза способствуют забросу желудочного сока в пищевод.
Лишний вес. У людей с избыточным весом также бывает, что в пищевод попадает большое количество содержимого желудка.
Побочное действие некоторых лекарств может вызывать изжогу.
Привычка пить горячий чай или кофе может привести к изжоге.
Советы для устранения или уменьшения изжоги:
Ешьте пять раз в день небольшими порциями. Большие порции очень громоздки и приводят к переполнению желудка. Увеличивается риск попадания желудочной кислоты в пищевод. В частности, по вечерам следует избегать обильных приемов пищи и не есть слишком поздно.
Не ложитесь сразу спать после еды. Подождите хотя бы два часа. Дело в том, что в горизонтальном положении увеличивается риск заброса желудочного сока в пищевод. Также полезно спать со слегка приподнятой верхней частью тела.
Больше двигайтесь и будьте физически активны, чтобы сбросить лишний вес.
Избегайте стресса, который является распространенной причиной изжоги. Физические упражнения, медитация и отдых могут помочь уменьшить стресс и, следовательно, изжогу.
Не носите тесную одежду и не стягивайте живот ремнем.
При изжоге избегайте работы под наклоном. Особенно это касается дачников, которые начинают работу на грядках сразу после еды.
Откажитесь от алкоголя и курения.
Избегайте сильно кислых напитков, таких как грейпфрутовый, лимонный и другие цитрусовые соки. Проверенными домашними средствами являются чаи с ромашкой, фенхелем или тмином.
Ограничьте употребление шоколада, он тоже может быть причиной изжоги. В этих случаях виноват теобромин, содержащийся в этом продукте.
Откажитесь от острых и пряных блюд. Или хотя бы снизьте их употребление.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что заброс желудочного сока в пищевод и, как следствие, изжога не являются опасным заболеванием. Все симптомы можно устранить, если придерживаться определенных правил.
Однако если изжога проявляется слишком длительно и часто, необходимо обратиться к гастроэнтерологу. Поскольку изжога может быть предупреждающим признаком органического заболевания, такого как язва желудка или гастрит.
Однако после выставки в Петербурге словами негодования все, похоже, и ограничилось. И вскоре Академия художеств присваивает Верещагину звание профессора, от которого тот отказывается. Позже он откажется и от других наград, так что единственной его актуальной наградой останется тот самый первый Орден святого Георгия.
Это 1874 год. В следующем году художник продолжает поездку по Индии. Почему Индия?
Российская Империя активно расширяется в Азии, на Востоке. Хотел было сказать «расширяет владения», но нет. Россия — материковая Империя, и все, что к ней присоединяется, вскоре становится частью единой державы. Владения есть у Англии, и главное из них — конечно же, Индия, «жемчужина британской короны».
Там Верещагин вызывает подозрения в шпионаже. Едва не тонет, внезапно выяснив, что в лодке, на которой он плывет, есть течь.
Подвергается нападению, спасаясь лишь благодаря наличию оружия. Впрочем, с оружием художник, кажется, не расстается и в Европе. А пользоваться им боевой офицер умеет.
Из Индии он пишет:
Нам здесь делать нечего. Да, страна сказочно богата. Не зря называют Индию жемчужиной Британской короны. И поэтому, чтобы сохранить ее для себя, англичане пойдут на всё!
Адресат — Военное министерство…
Над картинами Индийской серии художник работает в Мюнхене, а затем в Париже. Верещагин постепенно становится «своим» в Европе… Случайно ли?
В 1877 году начинается Русско-турецкая война, и вскоре Верещагин уезжает на Балканы, в действующую армию. Едет он без казенного содержания, но числится адъютантом командующего армией, которым в тот момент является Великий князь Николай Николаевич. По сути, Верещагин оказывается в числе приближенных императорской семьи!
Впрочем, и с императором Александром II, и с будущим императором Александром III он уже знаком по той нашумевшей Петербургской выставке.
Здесь он, по словам очевидцев, пишет, сидя на поле боя, во время сражения:
Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, — участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны… нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут «не то».
В этой войне погибает брат художника, офицер Сергей Васильевич, сам Василий Васильевич получает тяжелое ранение и небольшую хромоту на всю жизнь.
После ранения он еще возвращается в действующую армию. И… оказывается представлен к награждению Золотой шпагой за храбрость. Еще одна награда, от которой он отказывается…
Над картинами Балканской (и завершением Индийской) серии он работает в Париже, представляя их в 1879 году в Лондоне и затем в Париже.
Выставка в Лондоне произвела фурор: такой Индии (как до того — Средней Азии) широкая английская публика не знала! В следующем году — громкая выставка в Петербурге.
И серия выставок: Вена, Париж, Берлин, Гамбург, Дрезден, Дюссельдорф, снова Берлине, Будапешт, Москва…
В 1883 году художник публикует свою первую книгу «Очерки, наброски, воспоминания». Следом выходят, один за другим, два тома книги «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных».
После Балканской серии Верещагин обещает не писать больше о войне: слишком тяжело проживать каждое событие, слишком близко он принимает то, о чем пишет… и в чем сам участвует:
Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю горе каждого раненого и убитого.
Знаменитый художник уезжает в Палестину работать над евангельским циклом картин.
Уж казалось бы, более мирной темы не бывает. Но и эту серию воспринимают неоднозначно: это, конечно, не иконы, но все же Святое Семейство нельзя изображать в совсем уж бытовых сценах!
Новая серия выставок по всей Европе, и в 1885 году вокруг выставки в Вене разгорается скандал с протестами католического духовенства. Вроде бы доходит до проклятия Верещагина архиепископом Венским и его запрета жителям города посещать выставку, что еще больше способствует коммерческому успеху. Век-то давно просвещенный, и публика валом валит посмотреть на скандальные картины, вызвавшие такую замечательную реакцию представителей церкви.
1885 год, осень — завершение полотен «Подавление индийского восстания англичанами» и «Казнь заговорщиков в России». Первая работа вызывает возмущение англичан. Вторая… вторая посвящена казни народовольцев.
И тут открываются другие грани личности Верещагина. С одной стороны, он не боится показать весьма неприглядное событие, произошедшее совсем недавно.
С другой же, будучи на Балканах, он просит командующих… повесить пленного. Да, вроде бы повесить было за что, но художником движет отнюдь не желание покарать злодея. Ему попросту нужно воочию увидеть сцену повешения для работы над картиной.
К чести генералов, они ответили отказом, но… Люди — разные, и можно искренне ненавидеть войну, будучи одновременно способным на такое.
Верещагин — звезда, знаменитость, самый известный в Европе русский художник. В 1887 году уже в Лондоне издается его автобиографический двухтомник «Живописец, солдат, путешественник». Он лично водит по своим выставкам высокопоставленных посетителей, рассказывает, беседует. Обрастает знакомствами.
А точно ли Верещагин к этому времени окончательно порвал с военной службой? Вроде бы да, но ведь он и еще раньше в Индию едет как давно и сугубо гражданское лицо.
Впрочем, в 1888 году Верещагин путешествует по России, создавая уже Русскую серию картин, в том числе — серию портретов «незамечательных русских людей».
А на следующий год он в первый раз едет в США. На своих выставках он организует музыкальное сопровождение, и на его выставке в Нью-Йорке играет молодая пианистка Лидия Андреевская. Его будущая вторая жена. Через год он расходится с первой женой. И, судя по их переписке, разрыв этот назревал давно.
Это начало 1890 года. А в сентябре у Верещагина и Лидии Андреевской рождается первая дочь. Художник с семьей переезжает в Москву, через два года у них рождается сын (всего у супругов будет четверо детей!).
Верещагин снова ездит по России, в 1895 году выставляет в Москве серию картин, посвященную войне 1812 года. Которую французский посол счел оскорбительной для французской армии… Еще один скандал вокруг работ Верещагина. Он и в самом деле самый популярный в Европе русский художник!
Издает еще три книги, в том числе работу «На Северной Двине. По деревянным церквам». И автобиографическую — «Детство и отрочество художника В. В. Верещагина».
Видимо, и его личность, и его жизнь всерьез интересуют публику. Верещагин в это время, действительно, едва ли не самый известный из русских художников. Во всяком случае, за границей. Это не преувеличение.
Через несколько лет, в 1900 году, его кандидатуру выдвинут на соискание… только что учрежденной тогда Нобелевской премии мира. А пока, в 1896 году, стартует новая многолетняя серия выставок в России и далее, почти по всей Европе.
Но в самом конце столетия возникает новая «горячая точка»: начинается Американо-филиппинская война, и в 1901 году мастер уезжает на Филиппины. И естественно, за этой «творческой командировкой» следует Филиппинская серия картин.
В конце года художник снова едет с выставками в США. Где знакомится с президентом Т. Рузвельтом. И больше того, пишет картину «Штурм горы Сан-Хуан», рассказывающую об эпизоде из военного прошлого президента. Мало того, Рузвельт просит русского художника написать портреты членов семьи президента.
Русский разведчик, вхожий в круг семьи президента? Или это просто совпадение? Кто теперь знает!
В США Верещагин попадает в сложное финансовое положение — скорее всего, из-за мошенничества со стороны антрепренеров. Так, что все его картины могут оказаться распроданными в Америке. Верещагин пишет в Россию, и правительство дает добро на приобретение за счет казны двадцати работ из серии о войне 1812 года.
В это время обостряются отношения с Японией. И в 1903 году мастер едет в Страну восходящего солнца, в свою последнюю командировку. Командировка эта, безусловно, творческая, завершившаяся Японской серией картин. Но вряд ли она только творческая.
Известно, что военный министр, а позже командующий русской армией в Русско-японской войне Куропаткин (человек сам по себе интересный и с непростой судьбой) писал о необходимости привлечения к работе в Японии и Китае компетентных наблюдателей с военным образованием. Собственно, таких, как Верещагин!
Они и едут на Дальний Восток одновременно: Куропаткин — в качестве военного инспектора, Верещагин — в Японию, за впечатлениями… И, видимо, наблюдениями.
Интересно, что Верещагин ведет личную переписку и с Куропаткиным, и с дальневосточным наместником Алексеевым. Так, Алексеев высказывает художнику свое неодобрение официальной политикой России, проводимой на Дальнем Востоке.
Хотя кто такой художник, пускай и знаменитый, чтобы с ним откровенничал наместник императора? Или чтобы писать личные письма военному министру? Не слишком ли разный уровень?
Возможно, и не слишком. Если в 1869 году Верещагин — коллежский регистратор, низший чин «Табели о рангах», то в 1900 году он… действительный тайный советник. 4-й гражданский чин, соответствующий генерал-майору или контр-адмиралу. Это — уровень высшего чиновничества, которое составляют первые 5 чинов «Табели о рангах».
Похоже, в Японию едет серьезный «ревизор»… Эта последняя командировка завершается после обыска в номере Верещагина, после чего он осенью 1903 покидает Японию, по одной из версий — с последним пароходом. Возможно, если Верещагина всерьез заподозрили в работе на русскую разведку, ему и нечего стало делать в Японии, и попросту опасно там находиться?
Но уже в конце зимы 1904 Василий Васильевич уезжает на свою третью и последнюю войну.
31 марта флагманский броненосец «Петропавловск» стремительно тонет, подорвавшись на мине. Среди многочисленных погибших — вице-адмирал Степан Осипович Макаров и Василий Васильевич Верещагин. По свидетельствам спасшихся с корабля, перед взрывом сидевший на палубе и рисовавший. Художник так и ушел, находясь на боевом посту.
И давайте еще раз вчитаемся в слова человека, всю жизнь служившего и искусству, и России, и делу мира:
Передо мною, как перед художником, война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады.
Самое время задать себе вопрос: много ли мы знаем о нашей огромной стране? Часто ли интересуемся, что таят в себе бескрайние просторы Сибири, Хибинские горы и заповедные зоны Карелии? Россия — удивительный кладезь мест, которые каждый человек должен увидеть воочию. И большинство из них вы сможете созерцать с палубы теплохода.
Речные круизы дарят максимум положительных эмоций, новых впечатлений и необыкновенную радость новизны! Это отдых, что называется, «под ключ». Вы полностью минуете фазу беготни по аэропорту с чемоданом, а то и с двумя сразу, и со стоянием в очередях к стойкам регистрации. Здесь будет необходим минимальный комплект документов. Выдохните и временно забудьте о суете с визами, санаторными картами, разрешениями на вывоз детей и заграничными паспортами.
В этом году спрос на такой отдых вырос в разы. Сейчас вы скажете, что это и так было жуть как дорого, а теперь ценник и совсем взлетит до небес. Поверьте, теплоходы пустыми не останутся. На речных круизах будет аншлаг.
Итак, представьте, что вы добрались до речного вокзала или пристани, шагнули легким шагом отпускника на покачивающуюся палубу теплохода… и все! Можете открывать шампанское, ваш отдых начался!
Теплоход — это 2 в 1 (и транспорт, и отель сразу), что максимально удобно. Ваш чемодан будет распакован всего один раз, при этом вас ждет настоящее путешествие, во время которого вы посетите множество интересных и даже захватывающих мест!
В зависимости от категории судна (это как со звездностью отелей) на нем могут быть: SPA-салоны, сауны, рестораны, солярии, диско-бары, спортивные, музыкальные и читальные залы, детские комнаты. А некоторые каюты вполне соответствуют гостиничному номеру люкс.
Речной круиз — этот тот удивительный вид отдыха, который дарит уникальную возможность быть в движении, находясь при этом в состоянии покоя! Видеть неповторимые пейзажи русской земли, восхищаться просторами, волнующими душу, маленькими уютными деревеньками, притаившимися за поворотом реки, и красивыми городами.
И да, такое путешествие по России однозначно будет познавательным. Вас ждет калейдоскоп городов с удивительной и долгой историей, интересные экскурсии.
На время такого созерцательного путешествия вашей дорогой будет невозмутимая речная гладь. Здесь не бывает неровного полотна, светофоров и пробок, поэтому ничто не нарушит спокойствия вашего отдыха.
Кому подойдет речной круиз? Это универсальное путешествие, в котором будет комфортно всем: романтическим парам, охотникам за новыми открытиями, большим веселым компаниям и семьям с детьми.
Тот, кто однажды побывал в таком путешествии, обязательно захочет повторить его. Ведь речной круиз — это незабываемые эмоции! Это реки и их берега, залитые солнцем или укутанные густым туманом. Это целое звездное небо, глубине которого поражаешься, стоя на палубе, завернувшись в теплый и уютный плед.
Все это вы наблюдаете из первых рядов, все это для вас!
Взять, например, шлягер 1965 года «Ходит песенка по кругу», сочинённый Оскаром Фельцманом на стихи Михаила Танича и Игоря Шаферана.
Где-то песня сочинилась И со скоростью ракеты В то же утро очутилась На другом краю планеты.
Мимоходом, мимолетом, Теплоходом, самолетом
Адресованная другу ходит песенка по кругу, Потому что круглая Земля…
Песня в исполнении Хиля вышла на пластинке в 1965 году и прозвучала в новогоднем «Голубом огоньке». В том же 1965-м её исполнил Лев Барашков.
Можно найти и видеоролик, где «Ходит песенка по кругу» исполняет певица Нина Дорда. Несмотря на то что ролик датирован 1967 годом, певица утверждала, что первая версия этой песни принадлежит именно ей.
Нина Дорда: — Еще один хит Фельцмана навсегда вошел в мой репертуар — «Ходит песенка по кругу». Позже ее блестяще исполнял Эдуард Хиль. Но, знаете, у нас никогда не было конкуренции. Всем хватало пространства, публика с удовольствием шла на концерты, а мы полжизни проводили в гастрольных турах.
Более того — текст в этой версии заметно отличается от того, что пел Хиль. В нём часто упоминаются музыкальные инструменты, которые певица и её группа старательно имитируют. Вот несколько отличающихся отрывков:
На гитаре и свирели В Занзибаре, и Марселе… […] Эту песню можно было Петь с конца и петь с начала, Просто солнце в ней светило, Просто речка в ней журчала.
На рояле и тамтаме В Сенегале и Панаме… […] На тромбоне и баяне В Аризоне и Рязани…
Оскар Фельцман: — У меня много песен, и каждая песня имеет свой сюжет и место действия разные. По всему миру, земному шару ходит песенка по кругу.
Роскомнадзор: сайт youtube.com нарушает законодательство РФ
В 1998 году Хиль перезаписал песню в более современной аранжировке вместе с группой своего сына — «Препинаки».
«Человек из дома вышел» (1966)
В том же беззаботном духе был написан ещё один музыкальный хит Хиля — про человека, умеющего радоваться жизни.
Человеку много ль надо — У него на сердце радость, Он смеётся снегопаду, Солнцу в небе и ветрам…
Правда, меня всё время забавляла строчка «Человеку много ль надо — / Чтоб в природе был порядок, / И была бы жизнь длиннее…». Нехилые, думал я, у этого человека запросы!
Песню «Человек из дома вышел» сочинил Станислав Пожлаков на стихи Алексея Ольгина (псевдоним Льва Маграчёва). Она вышла на пластинке в 1966-м, а в новогоднюю ночь Хиль уже исполнял её на «Голубом Огоньке».
«Счастливый день» (1972)
Хорошо была известна советским слушателям и другая жизнерадостная песня Хиля, так и названная «Счастливый день» (муз. В. Дмитриева, сл. М. Рябинина). На этот раз героя песни переполняло счастье любви.
Я не верю, что бывает У любви короткий век! Даже время отступает, Если счастлив человек!
Хотя эта песня ассоциируется с Хилем, существует и версия Майи Кристалинской — в очень непривычной аранжировке.
Версия же Геннадия Белова почти ничем не отличается от канонической, зато на видео певец так старательно корчит счастливое лицо, что это выглядит смешно, а местами даже жутковато.
Тут важно отметить, что к тому времени советская романтика стала постепенно сменяться обывательским самоуспокоением, и подобные жизнерадостные песни многими воспринимались уже с изрядной долей иронии.
«Шутка» (1979)
Последним ярким хитом Эдуарда Хиля, запомнившимся лично мне, стала очередная весёлая песня, названная просто «Шутка». Композитор Валерий Гаврилин написал задорную музыку в духе старомодного чарльстона, а поэтесса Альбина Шульгина рассказала историю скучающей пары, которую непогода за окном заставила устроить танцульки прямо в квартире.
…Дайте музыку, скорее музыку, Скорее музыку, музыку, всё кувырком… Туфли узкие, скинь туфли узкие, Скинь туфли узкие — и босиком!
…Дождь без устали — и мы без устали — Мы с ним без устали вдвоём. Как серёжками, качая люстрами, Качая люстрами, танцует дом.
На телеконкурсе «Песня года-79» Хиль исполнил «Шутку» вместе с Людмилой Сенчиной (пара даже пыталась изобразить на сцене тот самый чарльстон). Кстати, сегодня крайне необычно наблюдать каменные лица публики в зале при исполнении столь весёлой песни (ну, вот такие тогда были «правила приличия» на официальных концертах).
Гораздо менее известна версия «Шутки», которую Хиль исполнил с Таисией Калиниченко (по забавному совпадению, в своё время Калиниченко исполняла на «Песне года» главный хит Сенчиной — «Золушку»).
Надо сказать, что Хиль не просто пел, но и до конца жизни дружил с Сенчиной. Эта дружба периодически порождала совершенно необоснованные слухи об их любовной связи.
Эдуард Хиль-младший (внук певца): — Это смешно! И, конечно же, неправда! Они были очень хорошими друзьями и много помогали друг другу. У Людмилы Петровны была семья, а у дедушки всю жизнь одна любовь — это бабушка Зоя Александровна, с которой они прожили более 50 лет. Ничто их счастью не мешало, вся жизнь была прожита в гармонии, радости и любви. А все эти слухи и мнимые романы создаются на «забавных» телепередачах.
Одним из мастеров солдатской песни был Владимир Шаинский, знакомый с военной службой не понаслышке. Именно во время службы в полку связи будущий композитор сочинил свою первую солдатскую песню — разумеется, о радистах. Ну, а потом он сочинил уже целый ряд всенародно любимых шлягеров на эту тему: «Через две зимы», «Идет солдат по городу» и, конечно же, «Не плачь, девчонка!» на стихи Владимира Харитонова.
Не плачь, девчонка, Пройдут дожди, Солдат вернется, Ты только жди! Пускай далеко Твой верный друг, Любовь на свете Сильней разлук!
Владимир Шаинский: — Не могу не назвать и замечательного поэта-фронтовика Владимира Харитонова, которого очень любил. Прямо у него дома за роялем возникла «Не плачь, девчонка», с ним мы сочинили «Белые крылья», были и другие дорогие мне песни.
Так как одни и те же эстрадные шлягеры могли исполнять несколько разных певцов, установить первенство исполнения порой весьма нелегко. Например, Лев Лещенко утверждает, что первым «Не плачь, девчонка» исполнил именно он — в 1971 году.
Однако многим песня была знакома в исполнении Эдуарда Хиля. Ведь именно Хиль исполнил «Девчонку» на телеконкурсе «Песня года-72» и в том же году издал на виниловом миньоне.
Эдуард Хиль: — Кстати, когда Владимир Шаинский предложил мне исполнить песню «Не плачь, девчонка», она мне вначале не понравилась. Исполнил один раз по радио — и забыл. А потом начался обвал. На всех концертах просили её спеть. Пришлось звонить Володе и просить выслать ноты. И до сих пор я её пою. Очень сложно угадать, будет ли песня популярной.
«Аты-баты (Старая песня)» (1979)
Советские композиторы и поэты сочиняли песни не только про советскую армию, но и про солдат былых времён (особой популярностью пользовались гусары с их легендарной лихостью и роскошной формой). Именно про солдат начала XIX века и шла речь в песне Владимира Минули на слова Михаила Танича.
В ней описывался военный парад, за которым восхищённо наблюдали экзальтированные барышни — из тех, про которых иронично писал ещё Грибоедов в своём «Горе от ума» («И в жёнах, дочерях — к мундиру та же страсть…», «Когда из гвардии, иные от двора / Сюда на время приезжали, — / Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!»).
…Аты-баты, шли солдаты знамя над полком. В неком царстве-государстве, все равно каком. Выделялись гренадеры писаной красы. По-модному на шомполе закручены усы.
И стояли барышни у обочин. Им солдаты нравились очень-очень. И в каком столетии не живи, Никуда не денешься от любви…
Название «Аты-баты» прижилось у песни позже. Поначалу её назвали просто «Старая песня». Сегодня песню ассоциируют с Эдуардом Хилем, который блестяще исполнил её в финале «Песни года-79».
Эдуард Хиль: — Володя принес мне песню. Говорит: «Ты знаешь, я написал, не знаю, будет она популярна или нет». Я, когда посмотрел ноты, говорю: «Володя, это шлягер. Это даже на „Песню года“ пойдёт».
Роскомнадзор: сайт youtube.com нарушает законодательство РФ
При этом не все помнят, что первым «Старую песню» исполнил сам Мигуля (та же ситуация повторилась и с другим его музыкальным хитом — «Трава у дома») — причём не где-нибудь, а на новогоднем «Голубом огоньке» 1978 года, да ещё обряженным в старинный мундир. К сожалению, найти эту видеозапись я так и не смог…
Более известна другая версия песни, записанная ВИА «Пламя». В то время в ансамбле работал небезызвестный Вячеслав Малежик, который аранжировал «Аты-баты» более современно и сам же песню и исполнил.
«Как хорошо быть генералом» (1963−1964?)
Дату появления ещё одной песни из репертуара Хиля — «Как хорошо быть генералом» (муз. Вадима Гамалии, сл. Михаила Танича) — мне было установить особенно непросто.
Судя по воспоминаниям певца, исполнять он её начал в первой половине 1960-х, когда первый космонавт Юрий Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. Именно на концерте, проходившем в Академии, с этой песней случился неожиданный конфуз.
Началось всё с того, что Гагарин лично попросил Хиля исполнить «Генералов» на сцене. Однако как только певец запел:
Как хорошо быть генералом, Как хорошо быть генералом, Лучшей работы Я вам, сеньоры, Не назову!..
…первые ряды, где сидели высшие военные чины, опустели. Генералы сочли эту ироничную песню оскорблением их чести и покинули зал.
Судя по всему, большая часть текста прошла мимо генеральских ушей. Ведь было очевидно, что речь в песне идёт не о советской, а об итальянской армии. Об этом говорит и упомянутое звание «капрал» (кстати, поначалу песня так и называлась «Строгий капрал»), и обращение «сеньоры», и имя — Мари, и строчка «Молитвы знаем назубок…», неуместная в устах солдат атеистического советского государства. Тем не менее никто разбираться не стал…
Эдуард Хиль: — После этого меня вызвали в главное Политуправление… Я даже помню человека, который вызывал — это Лев Николаевич… И он говорит: «Товарищ Хиль, вы опозорили наш генералитет, так что теперь отдыхайте — целый год вас не будет не на радио, не на телевидении».
Однако запрет продлился недолго.
Эдуард Хиль: — …месяца через три был большой концерт во Дворце съездов. Как раз на смену Никите Сергеевичу Хрущёву пришёл Леонид Ильич Брежнев. И там был концерт, и я пел две песни. Мы спели, нас пригласили в зал, и вдруг подходит ко мне Гагарин. Говорит: «Что-то тебя не слышно не на радио, не на телевидении». «Да вот, Юрий Алексеевич, с вашей подачи я наказан». Он тут же берёт меня за руку, подводит к министру обороны, и всё это рассказывает. А министр говорит: «Так за что же его наказали? Это НАТОвцы, что ли? Так его надо за это наградить».
Забавно, что в 2009 году Хиль пересказал эту историю президенту Дмитрию Медведеву, когда тот действительно награждал певца орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Кроме Хиля песню про строгого капрала исполнял другой советский певец — Вадим Мулерман.
А в 1973 году отрывок из записи Хиля прозвучит на заднем фоне в фильме «Я водолаз 2».
В живописи в середине XIX века царил классицизм, от художников требовали академичности. На полотнах изображался, как сказали бы сейчас, фотографически точный пейзаж, а в портретах изображались, как правило, библейские сюжеты, в которых были прекрасные женщины и мускулистые мужчины.
Молодые художники пытались бунтовать против существовавших тогда правил, но им просто не позволяли выставлять свои картины. А ведь если нет выставки, то и картину не продать. И на что тогда жить?
Две даты в истории импрессионизма, 15 мая 1863 года и 15 мая 1874 года, дали молодым и талантливым художникам, писавшим свои картины по-новому, не в классическом стиле, возможность выставляться в картинных галереях и на выставках и обрести славу.
Первая дата, 15 мая 1863 года. В этот день по разрешению Наполеона III Бонапарта в Париже, в «Салоне отверженных», открылась первая выставка работ будущих «отцов импрессионизма». Успеха выставка не имела, над авторами откровенно издевались критики и «приличная публика». Жуткий скандал вызвала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве».
Это же надо — показать голую женщину в окружении одетых мужчин, не древнегреческий сюжет, там — можно, а обнаженность в быту — какое неприличие!
Однако «неудача» нового направления в искусстве не остановила молодых художников. Они продолжали творить, и постепенно публика начала понимать, что в этих полотнах, написанных по-новому, все же что-то есть.
Вторая дата, 15 мая 1874 года — в этот день закончилась выставка работ художников нового течения в живописи, состоявшаяся в квартире знаменитого французского изобретателя и фотографа Надара. Благодаря этой второй выставке появился сам термин «импрессионизм».
Среди прочих ругательных отзывов в прессе выделялся (и впоследствии прославился) фельетон «Выставка впечатленцев» (L'Exposition des impressionnistes), написанныйкритиком журнала «Шаривари» Луи Леруа. Термин «импрессионизм» он взял из названия картины Клода Моне, выставлявшейся на выставке.
Впрочем, этот фельетон был не столь уничижающим, как статья «Выставка мятежников», написанная Эмилем Кардоном, в которой однозначно осуждались все работы, представленные на выставке: и натюрморты Моне и Ренуара, и пейзажи Камиля Писсарро и Альфреда Сислея, и бытовые сцены Эдгара Дега. Короче, там осуждалось абсолютно все на выставке — оптом.
Большое влияние на молодых художников середины XIX века оказал Эжен Делакруа, его называют предшественником импрессионизма. Его картины приобрели трехмерность за счет грубого мазка — и цвет деталей его картин начал мерцать, в зависимости от небольшого сдвига головы или перемещения источника света.
Именно такое «мерцание» и являлось вначале отличием картин, написанных художниками-импрессионистами, от картин, написанных в стиле классицизма. К «классическим» картинам можно было подходить сколь угодно близко — и детали оставались четкими. А картины импрессионистов лучше смотреть с некоторого расстояния, при взгляде в упор они часто кажутся нагромождением цветовых пятен и мазков.
Попытки показать не точную копию пейзажа, натюрморта, человека, а выразить свои впечатления от них так, чтобы эмоции художника передались зрителю — вот что отличает картины импрессионистов.
Как единое течение, импрессионизм существовал недолго, примерно с 1874 года до середины 1880-х, затем появляются различные течения. Нынешнее искусство живописи намного более далеко от импрессионизма, чем импрессионизм — от классицизма.
Но все же день рождения импрессионизма — 15 мая, ибо в этот день фельетонист журнала карикатур «Шаривари» придумал это название. Ну думал он, что его насмешка проживет века.
Все разновидности этого лекарственного растения в большом количестве встречаются на пастбищах, по пустырям, обочинам дорог, на заброшенных местах вблизи жилья, вокруг огородов. На возделанных полях этот сорняк попадается существенно реже.
Основным естественным ареалом произрастания является практически вся Евразия и Ближний Восток. В Прибалтике, в средних и южных областях европейской части России преобладают виды: пустырник пятилопастный и пустырник сердечный.
В Западной Сибири и Казахстане пустырник пятилопастный встречается редко. Здесь, а также в Восточной Сибири распространён пустырник сибирский. В Казахстане он замещается пустырником туркестанским. Эти виды не разрешены к применению в качестве лекарственного сырья.
На Дальнем Востоке и в Китае культивируется и используется в традиционной медицине пустырник японский.
Описание
Все виды пустырника представляют собой довольно крупные многолетние травянистые растения.
Прямые, высокие (до 1 м) ветвистые стебли, которых у растения может быть несколько, покрыты черешковыми тёмно-зелёными листьями, имеющими округлую форму и сердцевидное основание. У разных видов листовые пластины разделены или полностью рассечены на 3 или 5 лопастей. Верхушечные листья имеют более простую форму: цельные и узкие.
Соцветия, состоящие из мелких цветков розового цвета, располагаются супротивно в пазухах верхних листьев. После отцветания образуется распадающийся на 4 части трёхгранный плод-орешек.
Период цветения длительный: с июня до сентября.
Фармакологическое значение имеет два вида этого растения:
пустырник пятилопастный, или волосистый;
пустырник сердечный, или обыкновенный.
Пустырник сибирский, напротив, к применению не допущен.
Внешнее различие между разными видами пустырника ограничивается в основном формой листьев. Например, у пятилопастного они опушены гуще, чем у пустырника сердечного. А у пустырника сибирского листовые пластинки наиболее глубоко рассечены.
Лекарственное сырьё
Лекарственным сырьём служат как дикорастущие экземпляры, так и культивируемые на специальных плантациях.
Сбору подвергаются цветущие верхушки стеблей. Их срезают или обламывают на уровне 30−40 см от концов веток. Нижняя часть растения не используется.
Сырьё высушивают на воздухе и применяют в виде настоев или настоек в качестве самостоятельного средства или в комбинации с другими травами.
Действие на организм
Эффективность пустырника обусловлена целым комплексом биологически активных веществ, основными среди которых являются следующие:
флавоноиды;
гликозиды, в том числе вещества, аналогичные рутину;
кверцетин;
квинквелозид;
алкалоиды;
леонурин;
леонукардин;
следовые количества эфирного масла;
следы сапонинов.
Сочетание флавоноидов, содержащихся в тканях пустырника, вызывает замедление сердечного ритма. Кроме того, клинически доказано седативное воздействие травы пустырника, превышающее аналогичный эффект валерианы. Средство эффективно в комплексных схемах лечения неврозов, гипертонической болезни.
Для самостоятельного сбора пустырника и изготовления лекарственных средств из него необходимо детальное знание различий между видами растения. А учитывая доступность таких лекарств в аптеках, подобные действия вряд ли необходимы. Хотя… любители могут приобрести семена гарантированно нужного вида пустырника и возделывать его на своей персональной фитоплантации.
От редакции.Не используйте для лечения средства народной медицины без предварительной консультации с лечащим врачом и при наличии в анамнезе каких-либо аллергических реакций!